Вы или вы не заика?

Психология заикания     Август  23, 2022

Освобождение от ярлыков заикания взрослых (обложка)

Насколько глубоко ярлыки навешанные обществом мешают жизни и выздоровлению еще заикающихся взрослых?

Личные чувства, внутренние переживания, душевные эмоции знакомы и доступны для понимания всем без исключения людям на земле, и не зависят от того на каком языке вы заикаетесь.

Эти размышления о себе являются частью программы лечения заикания взрослых применяются в 1 и 4 шагах и помогут принимать правильные для себя модели взглядов и позицию силы.

Вам не кажется слова «я заика/ он,она заика» — звучит как приговор, а «я заикаюсь/ он,она заикается» — как всего лишь маленькая часть себя, его, её. Почему важно правильное представление о себе в нашем подсознании?

7 Шагов — Программа лечения заикания взрослых на основе принципов «Переосмысление заикания» помогает менять себя. Меняем мысли о себе и изменяется речь! Это правда работает легче чем вы думаете.

На основе статьи Джон Харрисона директора программы Национальный проект по борьбе с заиканием США


«Я собираюсь открыть вам секрет, которым никогда раньше не делился. То, что даже мои лучшие друзья никогда не знали обо мне.
Я вор.

Вы не ослышались. Вор. Честное слово, я был пойман с поличным и придется возмещать полную компенсацию.

Теперь, когда я признался, что был вором, как это на тебя повлияет? Вы бы выложили столовое серебро, если бы я пришел к обеду?

 А вы?

Я не удивлен. Навешивание на кого-то ярлыка создает ожидания и заставляет человека восприниматься определенным образом. Например, представьте, что вы заходите в местный бар небольшого сельского городка на юге и объявляете всем пьяницам, что вы янки.

 «Эй, посмотри, что у нас здесь. У нас есть янки!» — кричит кто-то, когда все оборачиваются, чтобы посмотреть на вас.

Вам может быть немного неловко, когда эти менее чем дружелюбные глаза смотрят на вас. Вы можете быть таким же святым, как Мать Тереза, или таким же популярным, как Майкл Джордан. Но «Янки» вызывает чувства у любого, кто все еще переживает Гражданскую войну. Эти люди знают, кто вы на самом деле. «Янки» этим все сказано.

Ярлыки заикания формируют то, как люди видят

Ярлыки — мощные формирователи восприятия. Они не только заставляют вас не видеть того, что существует, они также заставляют вас видеть то, чего здесь нет. Например, если бы кто-нибудь сказал вам, что я заика, а я произносил часовую речь и в ходе презентации ни разу не запнулся, не споткнулся и не повторил, но вы этого ожидали?

Где, оно собственно!

Вы также можете бессознательно приписать мне мысли и чувства, которых у меня не было — страхи, перфекционизм, навязчивую сосредоточенность на процессе произношения и т. д. — потому что это то, что «заика» должен думать и чувствовать. Вы бы превратили меня во что-то, чем я не был.

Ярлыки также устанавливают систему отсчета. Пару лет назад я читал San Francisco Chronicle и увидел статью о двух защитниках местной футбольной команды «Сорок девять», которые также оказались врачами. Помню, в каком смятении я себя чувствовал. Основываясь на многолетнем просмотре мгновенных повторов матчей, я представляю себе линейного защитника как большого разъяренного здоровяка, который хочет причинить телесные повреждения членам команды соперника. С другой стороны, врач — это целитель, тот, кто поддерживает здоровье и благополучие других.

Я не мог совместить эти два понятия.

Каким-то образом врач, который любит выплескивать свою агрессию, был более привлекательным, чем защитник, который хотел лечить людей.

Те же ребята, разные ярлыки.

Быть или не быть заикой

Когда вы навешиваете на кого-то ярлык, когда вы говорите, что кто-то «является» чем-то определенным, вы в конечном итоге помещаете этого человека в категорию. Категории важны, особенно в тех науках, где необходимо систематизировать и анализировать огромное количество данных. Например, как скажет вам любой биолог, способность классифицировать животное в рамках определенного типа или класса позволяет вам делать определенные предположения о существенных характеристиках этого вида животного и о том, как оно будет себя вести. Проблема в том, что, применяя ту же методологию к людям, вы легко можете сделать о них предположения, которые не соответствуют действительности.


Например, считаете ли вы Джимми Коннерса теннисистом? Конечно. С самого детства Коннерс жил и дышал теннисом. Как игрок в профессиональном туре он заработал миллионы. Даже сейчас трудно слышать его имя, не вызывая в воображении твердой решимости и буйной игры, которые были его визитной карточкой. Джимми Коннерс — теннисист до мозга костей в своих кроссовках Adidas. Он смотрит на мир сквозь теннисные очки.

Теперь предположим, что кто-то по имени Джимми Камден решает заняться теннисом. Он идет в местный спортивный магазин, покупает новые кроссовки и теннисный костюм, новенькую ракетку Prince и достаточно теннисных мячей, которых хватит на всю жизнь. Затем он записывается на уроки тенниса и за год игры на выходных становится довольно хорош собой.

Джимми Камден — теннисист?

Вы могли бы назвать его так. Но он не теннисист в том смысле, в каком Джимми Коннерс. Теннис — это не его жизнь. Он не думает и не дышит теннисом. Он просто парень, который играет в теннис. Поэтому, если вы предполагаете, что у двух Джимми одинаковые взгляды на жизнь, потому что они оба теннисисты, у вас могут быть проблемы. Та же категория, два разных человека.

Когда вы навешиваете на кого-то ярлык — вор, янки, защитник, доктор, теннисист, заика — вы делаете заявление о том, кто этот человек и чего вы можете от него ожидать.


Бывший исполнительный директор NSP (Национальная ассоциация заикания США) Джон Альбах рассказывает историю, ярко иллюстрирующую, как навешивание ярлыков может привести к наблюдениям и выводам, порой граничащим с абсурдом. Кажется, во время выступления опытного скрипача один из зрителей подтолкнул своего соседа локтем и сказал: «Он прекрасно играет, не так ли?»

— Действительно, — сказал его друг. «Особенно для заики».

Навешивание ярлыков особенно пагубно, когда применяется к самому себе. Приняв на себя ярлык «заика», вы можете легко изолировать себя от других, потому что вы «другой». Вместо того, чтобы искать точки отождествления с другими людьми, вы в конечном итоге сосредотачиваетесь только на том, что вас отличает. Вы также можете обнаружить, что ограничиваете свой выбор карьеры, людей, с которыми вы хотите разделить свою жизнь, и / или уровень успеха, на который вы смеете надеяться. Вы думаете «О, заика не может ЭТОГО сделать!».


С другой стороны, если вы постепенно сможете избавиться от ярлыка и увидеть себя заикающимся человеком, вероятность того, что вы закроете глаза на другие возможности, снизится. Вам будет легче избежать попадания в ловушку «всеобщности», которую порождают ярлыки, и оставаться более восприимчивым ко всему спектру возможностей, которые предоставляет жизнь.

Тем не менее, отказаться от термина «заика» большинству людей сложно. Некоторые из наиболее известных аргументов звучат так:

— Ну, ты просто боишься признать, кто ты есть.

— «Человек, который заикается» слишком громоздкий.

— Я всегда использовал слово «заика».

— Ты просто бежишь от себя.

Нет никаких сомнений в том, что термин «заикающийся» является более громоздким. Всегда легче назвать кого-то вором, неудачником, калекой, хиппи, коммунякой, янки, республиканцем, спортсменом, заикой или любым удобным термином, который приходит на ум. Рассаживать людей по ящикам привлекательно, потому что вам не нужно много думать. Но при этом вы часто видите реальность сквозь затуманенные очки.

Будь тем, кто ты есть

Однако есть моменты, когда важно быть заикающимся. Это когда человек втайне считает себя заикой, но живет в отрицании этого. Ход мысли может быть примерно таким:

Кто я? Заика? Я не заика. Ладно, время от времени я могу колебаться, а может быть, повторять или заменять слова. Но я ничем не отличаюсь от других людей. Ни за что! Я такой же, как все. Я? Заика? НИКОГДА!


Чем больше он это отрицает, тем больше он укрепляет мысль о том, что его тайный страх верен. Вот что случилось со мной. Когда мой отец предположил, что я заикаюсь, я настойчиво настаивал, что это не так. Я совершенно ненавидел слово на букву «s». «Я не заикаюсь, — хныкал я, — я стесняюсь». — хотя блоки регулярно мешали моему течению речи. В те времена я был в сильнейшем отрицании, поэтому я так застрял в выздоровлении.

Чтобы понять, почему отрицание сковывает вас, проведите простой эксперимент. Встаньте лицом к стене примерно в дюйме или около того, закройте глаза и, стоя там, скажите себе, что на самом деле вы стоите перед открытой дверью.


Я не стою перед глухой стеной. Это сделало бы меня действительно глупым, если бы я делал это. Нет нет. Я действительно стою перед открытой дверью. За исключением некоторых причин, каждый раз, когда я иду в дверной проем, я не могу этого сделать. Что-то таинственное блокирует меня. Я не знаю, почему я не могу двигаться вперед. (Должно быть, это генетическая ошибка, которая сдерживает меня!) Я ЗНАЮ, что стою перед открытой дверью. Но ПОЧЕМУ я не могу пройти через это?



Очевидно, чтобы двигаться вперед, вы должны сначала принять то, где вы находитесь. Если вы хотите пройти через дверной проем, вы должны сначала признать, что вы не стоите перед дверью. Если вы не хотите признаваться в том, где вы находитесь, вы не можете сделать следующий шаг, и ваше движение вперед резко останавливается.

Я не утверждаю, что вам нужно называть себя заикой или что это даже уместно. Но я полагаю, что в данном случае вы не хотите признавать, что уже представили себя заикой. И пока вы не признаете и не примете этот факт, вы не сможете отказаться от связанных с ним эмоций, восприятий, убеждений или скрытых игр. Вы будете подчиняться универсальному закону: «Я то, чему я сопротивляюсь».



Означает ли это, что слово «заика» ни в коем случае нельзя использовать? На самом деле я знаю, что от старых привычек трудно избавиться и что молва о них будет распространяться. Слово «заика» действительно слетает с языка гораздо легче, чем выражение «человек, который заикается», и я даже буду время от времени использовать слово «заика» в письме профессиональному сообществу и в других презентационных ситуациях. Но, разговаривая с человеком или о нем, я стараюсь непреднамеренно не спровоцировать наложенные им самим ограничения, помещая их в коробку с прикрепленным к ней ярлыком. В таких случаях я всегда использую выражение «заикающийся».

Так что мой совет таков: используйте слово «заика», если нужно, но не забывайте, что «заика» — это ярлык, который может изменить ваше восприятие, если вы позволите ему это сделать. Если вы сможете защитить свой разум, у ярлыков общества будет меньше возможностей исказить то, как вы это видите.

Джон Харрисон во всем признался

Прежде чем я закончу, вам, вероятно, интересно узнать, с чего началось это эссе. Я вор?

Хорошо, вот история.

Когда мне было восемь лет, я беззастенчиво ограбил копилку моей кузины Пэт на 24 пенни. По пути домой в нашем старом черном «Форде-купе» я чувствовал себя настолько виноватым за то, что сделал, что в конце концов признался в гнусном поступке своей маме. К счастью, моя мама была понимающей, и хотя она прочитала мне строгую лекцию о достоинствах честности, а также заставила меня вернуть деньги, этот эпизод никоим образом не повлиял на мое представление о себе… потому что была одна вещь, которую моя мама никогда не делала.

Она никогда не называла меня вором.

Принципы автора Дж Харрисона заложены в программу выздоровления и при верном применении свидетельствует о том, что перемены происходящие в личности и достаточные для излечения от заикания, проявляются в большом разнообразии жизни человека.

Среди заикающихся такие перемены не мгновенны, хотя друзья и близкое окружение осознают произошедшую с ним перемену гораздо раньше его самого.

Свободный разум – свободная речь